Агрессивное поведение ребенка

Признаки агрессивности:

  • по темпераменту ребенок: вспыльчив, непокорен, непредсказуем;
  • по характеру: самоуверен, недостаточно внимателен к чувствам окружающих, дерзок, проявляет негативизм.

 

Причины:

  1. Нарушения эмоционально-волевой сферы: – неумение ребенка управлять своим поведением; – недостаточное усвоение ребенком общественных норм поведения, общения.
  2. Неблагополучная семейная обстановка:
  • отчуждение, постоянные ссоры, стрессы;
  • нет единства требований к ребенку;
  • ребенку предъявляются слишком суровые или слабые требования;
  • физические (особенно жестокие) наказания;
  • асоциальное поведение родителей;
  • плохие жилищно-бытовые условия, материальные затруднения.
  1. Трудности обучения.
  2. Психологический климат в дошкольном учреждении. 

 

Советы родителям

  •  Упорядочьте систему требований, следите за своими поступками, показывая ребенку личный (положительный) пример.
  •  Поддерживайте дисциплину, выполняйте установленные правила.
  • Собственным примером приучайте ребенка к самоконтролю.
  •  Давайте ребенку понять, что вы его любите таким, какой он есть.
  •  Направьте его энергию в положительное русло (например, спорт, где ребенок может научиться контролировать эмоции, управлять своим поведением (восточные единоборства, бокс, ушу), рисование, пение).
  • Предъявляя ребенку свои требования, учитывайте его возможности, а не свои желания.
  • Игнорируйте легкие проявления агрессивности, не фиксируйте на них внимание окружающих.
  • Включайте ребенка в совместную деятельность, подчеркивайте его значимость в выполняемом деле.
  • На проявление агрессии устанавливайте жесткий запрет в том случае, когда агрессия, не являясь защитной реакцией, служит для ребенка своеобразным «развлечением».
  • Научите ребенка жалеть. Он должен понять, что своим поведением доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.
  • Никогда не заставляйте ребенка забывать, что он добрый. Например, скажите ему: «Зачем ты так делаешь, ведь ты хороший, добрый!».
  • Практикуйте эмоциональное поощрение за проявление доброты. В этом случае ребенок быстро сумеет перерасти «естественную возрастную агрессивность» и научится быть гуманным и добрым.
  • В том случае, если у ребенка имеется потребность выплеснуть агрессивные эмоции, ему предоставляется такая возможность в игре. Можно предложить ему следующие игры: подраться с подушкой; рвать бумагу; используя «стаканчик для криков», высказать свои отрицательные эмоции; поколотить стул надувным молотком; громко спеть любимую песню; налить в ванну воды, запустить в нее несколько пластмассовых игрушек и бомбить их мячом; пробежать несколько кругов вокруг дома или по коридору; покидать мяч об стену; устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше прыгнет», «Кто быстрее пробежит».
  • Если это возможно, сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановите занесенную для удара руку, окрикните ребенка.
  • Учите ребенка выражать свои негативные эмоции в социально приемлемой форме.

На первом этапе предложите ребенку переносить свой гнев с живого объекта на неживой (Например: «Если ты хочешь ударить, бей лучше не меня, а стул»), а затем научите ребенка выражать свои чувства, переживания в словесной форме. Помните, что бороться с агрессивностью нужно терпением, объяснением, поощрением.

 

Шаги по преодолению агрессивного поведения у ребенка.

1 шаг – стимуляция гуманных чувств:

  1. стимулируйте у агрессивных детей умение признавать собственные ошибки, переживание чувства неловкости, вины за агрессивное поведение;
  2. учите его не сваливать свою вину на других;
  3. развивайте у ребенка чувство эмпатии, сочувствия к другим, сверстникам, взрослым и живому миру.

Например:

  •  «Миша, неужели тебе не жалко других детей?»
  • «Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет».
  • Спросите у ребенка, почему плачет обиженный ребенок.
  • Предложите помириться с обиженным ребенком («Мирись, мирись и больше не дерись…»)

 

2 шаг – ориентация на эмоциональное состояние другого.
Стремитесь обратить, привлечь внимание к состоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.
 

Например:

  • «Ты сейчас чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты думаешь?»
  • Если агрессивный ребенок стал свидетелем того, как обидели Лену, то взрослый предлагает ему: «Давай пожалеем Лену!»
  • «Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чувствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?».

 3 шаг – осознание агрессивного и неуверенного поведения или состояния:

  1. помогите агрессивному ребёнку адекватно оценивать эмоциональное состояние ребёнка-жертвы, а не только собственное;
  2. постарайтесь понять характер агрессивности – защитный или более похожий на жестокость без сочувствия к обиженным;
  3. стимулируйте осознание особенностей вспыльчивого и неуверенного поведения детьми; – стремитесь поставить агрессивного ребёнка на место ребёнка-жертвы;
  4. чаще разговаривайте с агрессивным ребёнком о палитре его собственных эмоциональных состояний; – чаще спрашивайте у него о вариантах выхода из конфликтной ситуации;
  5. объясняйте, какими другими неагрессивными способами он может самоутвердиться;
  6. расскажите, что такое вспышка гнева и что означает «контролировать» собственную агрессию, и зачем это необходимо делать. – спрашивайте у ребенка, в каких случаях он чаще всего становится сердитым, теряет над собой контроль;
  7. объясните ребенку, зачем необходимо и что означает «контролировать» собственную агрессию.

Например:

  • Ты стукнул Веру потому, что …, а ещё почему?
  • Взрослый говорит: «Сейчас возьму листок и злое лицо изображу. Это волк! Дима, возьми резинку и злое лицо у волка (или незлое) изобрази! Как ты думаешь, почему у волка злое лицо?»
  • Эти вопросы можно адресовать и ребёнку-жертве притеснения. «Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А ещё почему?»

 

Стратегии коррекции агрессивного поведения детей

Стратегия на отреагирование агрессивного поведения:

  • помогите ребёнку выражать негативные эмоциональные состояния не гневом и враждебностью, а другими эмоциями и поведением;
  • учите выплёскивать гнев в приемлемой форме;
  • учите агрессивного ребёнка говорить словами о том, что ему нравится или не нравится; – учите ребёнка выражать агрессию словами, а не физической агрессией;
  • стремитесь использовать чувство юмора, объяснять ребёнку, склонному к агрессии, следующее: «Если кто-то на тебя лает, то не надо лаять (реагировать) в ответ».

Стратегия на переключение состояния:

  • стимулируйте положительные эмоции у ребёнка с целью переключения с агрессивного состояния на иное. Используйте новизну, необычность, неожиданность игривого и неигрового поведения и действий с предметами, чтобы переключить ребёнка на неагрессивное поведение.

Стратегия на предупреждение агрессивных состояний:

  • у ребёнка: не навешивайте ярлыки на агрессивного ребёнка: злой, забияка, драчун, вредина и более обидные;
  • у взрослого: помните, что у вас есть много способов изменения поведения.

 

Игры для агрессивных детей

Минута шалости (психологическая разгрузка). Родитель по сигналу (удар в бубен и т. п.) предлагает ребенку шалить: делаеть то, что ему хочется – прыгает, бегает, кувыркается и т. п. Повторный сигнал ведущего через 1–3 минуты объявляет конец шалостям.

Каратист (снятие физической агрессии). В центре лежит обруч – «волшебный круг». В «волшебном круге» происходит «превращение» ребенка в каратиста (движения ногами). Взрослый, стоящий вокруг обруча, громко произносит: «Сильнее, сильнее, сильнее…», – помогая игроку выплеснуть агрессивную энергию максимально интенсивными действиями.

Боксер (снятие физической агрессии). Это вариант игры «Каратист», и проводится он аналогично, но действия в обруче можно производить только руками. Поощряются быстрые, сильные движения.

Упрямая подушка (снятие общей агрессии, негативизма, упрямства). Взрослые подготавливают «волшебную, упрямую подушку» (в темной наволочке) и вводят ребенка в игру-сказку: «Волшебница-фея подарила нам подушку. Эта подушка не простая, а волшебная. Внутри ее живут детские упрямки. Это они заставляют капризничать и упрямиться. Давайте прогоним упрямки». Ребенок бьет кулаками в подушку изо всех сил, а взрослый приговаривает: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Когда движения ребенка становятся медленнее, игра постепенно останавливается. Взрослый предлагает послушать «упрямки в подушке: «Все ли упрямки вылезли и что они делают?» Ребенок прикладывает ухо к подушке и слушает. «Упрямки испугались и молчат в подушке», – отвечает взрослый (этот прием успокаивает ребенка после возбуждения).

«Брыкание». Ребенок ложится на спину на ковер. Ноги свободно раскинуты. Медленно он начинает брыкаться, касаясь пола всей ногой. Ноги чередуются и высоко поднимаются. Постепенно увеличивается сила и скорость брыкания. На каждый удар ногой ребенок говорит «Нет», увеличивая интенсивность удара.

Кукла «Бобо». Когда ребенку удается выплеснуть накопившуюся энергию, он становится спокойным и уравновешенным. Значит, если дать ребенку выместить агрессию на какой-либо объект, часть проблем, связанных с его поведением, будет решена. Для этой цели используется специальная кукла «Бобо». Вы можете сделать ее сами, например из подушки: пришейте к старой подушке руки и ноги, сделанные из ткани, сделайте «лицо» – и кукла готова. Можно сделать ее более плотной. Для этого сшейте чехол продолговатой формы, прикрепите к нему «ручки», «ножки» и «лицо», набейте плотно ватой или песком и зашейте. Такую куклу ребенок может спокойно бить и пинать, вымещая на ней накопившиеся за день негативные чувства. Безболезненно выразив свою агрессию, ребенок становится более спокоен в повседневной жизни.

Драка«Представь, что ты с другом поссорился. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохни, крепко-прекрепко стисни зубы, сожми как можно сильнее кулаки, до боли вдави пальцы в ладони, на несколько секунд затаи дыхание. Задумайся: а может, и не стоит драться? Выдохни и расслабься. Ура! Неприятности позади! Встряхни кистями рук. Почувствовал облегчение?»