Служба примирения

Школьная служба примирения – что это такое и зачем она нужна?

В процессе обучения в школе каждый ребёнок, взрослый хотя бы раз был вовлечён в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями): становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешёнными.

Школьная служба примирения – это команда взрослых и подростков, которая стремится:

  • разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
  • дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
  • снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.

Школьная служба примирения действует на основе добровольного участия сторон и помогает освоению навыков и культурных форм взаимодействия на реальном и значимом для учащихся материале собственных конфликтов или конфликтов их ровесников путём проведения программ примирения.

Что такое программы примирения? Получив информацию о произошедшем конфликте (от одноклассников, педагогов, родителей или свидетелей) ведущие программы из школьной службы примирения поочерёдно встречаются со всеми участниками конфликтной ситуации. Главным элементом программы является встреча сторон, организуемая ведущими программы, на которой обсуждаются следующие вопросы:

  • в чём состоит причиненный ущерб (в том числе и моральный);
  • как этот ущерб можно возместить, загладить;
  • как сделать так, чтобы подобное больше не повторялось;
  • каким может стать участие окружающих людей.

Наличие ведущего примирительной программы необходимо, поскольку сторонам часто тяжело самостоятельно и конструктивно осуществлять поиски выхода из ситуации. Здесь важной является позиция «нейтрального ведущего», который не выносит решение, не является судьёй, адвокатом, воспитателем или советчиком, а «снижает» градус эмоций и помогает сторонам построить диалог для достижения соглашения.

Что даёт сторонам участие в программах примирения?

Обидчику (подростку, совершившему проступок):

  • осознать причины своего поступка и его последствия;
  • принести извинения; - загладить причинённый вред;
  • вернуть к себе уважение и восстановить важные отношения, которые, возможно, были нарушены в результате случившегося.

Потерпевшему:

  • избавиться от негативных переживаний и желания отомстить;
  • убедить в том, что справедливость существует.

Родителям и педагогам:

  • помочь ребёнку в трудной жизненной ситуации, способствовать развитию у него ответственного и взрослого поведения